Skip to main content

Норвегия — мировой лидер по использованию электрических автомобилей. Как ей это удалось и есть ли у такого подхода проблемы?

В 2020 году Норвегия стала первой страной в мире, где продажи электрокаров превысили продажи автомобилей на традиционном топливе. Сейчас, спустя три года, 90% машин, проданных в стране, — электрические, а к 2025 году этот показатель планируют довести до 100%, полностью запретив продажи автомобилей на бензине и дизельном топливе. 

Для сравнения: скандинавские соседи Норвегии — Дания и Швеция — собираются полностью перейти на продажу автомобилей с нулевым углеродным выбросом к 2030 году; Великобритания — к 2035-му, Канада — к 2040-му; а США, Германия и Япония — только к 2050-му. Как Норвегии удалось так быстро достичь лучших показателей в мире? По мнению экспертов, секрет успеха в быстро и грамотно выстроенной стратегии развития на государственном уровне. 

Страна электрокаров, 7auto.uz

Тур по столице

Ещё в конце 1980-х годов в Норвегии заинтересовались возможностью снижения вредных выбросов. Внимание обратили на сферу, которая только-только начинала развиваться глобально, — электрические и гибридные автомобили. Почему именно они? Дело было в одной исключительно успешной пиар-кампании: её придумал профессор Харальд Роствик, недовольный тем, что в Норвегии никто не воспринимает электрокары серьёзно. 

В 1989 году лидер суперпопулярной норвежской группы a-ha Мортен Харкет и лидер норвежской экозащитной организации Bellona Фредерик Хауге отправились в поездку по Осло на переделанном в электрокар автомобиле Fiat Panda, который они купили в Швейцарии. Харкет прежде уже участвовал в многочисленных акциях и протестах, стремясь привлечь внимание к изменению климата, и популярность a-ha только помогала распространить экоповестку среди более широкой аудитории.

Модифицированный Fiat Panda стал первым электрокаром в Норвегии, и его новые хозяева столкнулись с массой проблем, даже не успев отправиться в путь.

Во-первых, их заставили оплатить налог на дизельный автомобиль, поскольку непонятно было, как правильно оформить электрокар.

Во-вторых, на легализацию автомобиля в Норвегии ушёл целый год. Наконец, машина могла проехать без подзарядки всего 45 километров, а на саму подзарядку у неё уходило двое суток.

Страна электрокаров, 7auto.uz

Тем не менее поездка в конечном счёте привлекла огромное внимание медиа, и вот почему. С помощью путешествия на электрокаре Харкет и Хауге хотели не только прорекламировать экологичный способ передвижения, но и выразить протест против неоправданно высоких цен на парковку в Осло. Они специально парковались, игнорируя требования оплаты, пока в конце концов машину у них не конфисковывали, чтобы продать и покрыть неоплаченные штрафы. 

Но после этого путешественники выкупали автомобиль… и снова отправлялись кататься. Позже они утверждали, что их целью было отнюдь не высмеять или посрамить городские власти — а лишь указать на несправедливость существующих правил. 

Поддержка государства

Публичная дискуссия по поводу демарша Харкета и Хауге заставила местные власти всерьёз рассмотреть проблему «озеленения» городского и личного транспорта в стране. Вскоре были предложены поощрительные меры для покупателей электрокаров: их постепенно избавили от налога на импорт, а также разрешили ездить по полосам для общественного транспорта, бесплатно парковаться и бесплатно пользоваться паромными перевозками.

Все эти меры сначала вводились в тестовом режиме, а через несколько лет, оправдав свою эффективность, становились официальными. Уже к концу 1990-х в Норвегии было самое благоприятное законодательство для ввоза и эксплуатации электрокаров. 

Страна электрокаров, 7auto.uz

Подобные же инициативы, предложенные, например, в начале 1990-х годов в Калифорнии, сразу наткнулись на огромное сопротивление «традиционного» автомобильного лобби — вплоть до массовой кампании по дискредитации электротранспорта как ненадёжного и нестабильного. Многие эксперты сейчас отмечают, что именно этим обусловлено серьёзное отставание США в развитии «зелёного» транспорта.

Норвежские власти также задумались о том, чтобы развернуть доступную сеть электрозаправок — причём не только в столице, но по всей стране, включая труднодоступные и экономически неблагополучные районы. Сейчас электричество в стране почти полностью обеспечивается возобновляемыми ресурсами: более 90% даёт гидроэнергетика, а остальное — энергия ветра.

Поскольку Норвегия — холодная страна и отопление во многом зависит от электричества, энергосистема уже была рассчитана на серьёзные нагрузки. Сегодня 82% владельцев электрокаров заряжают их дома — ассоциации домовладельцев могут получить правительственный грант, который компенсирует до 50% стоимости покупки и установки зарядных устройств общего пользования. А ещё законодательство обязывает хозяев общественных парковок обеспечить их электричеством и доступными зарядными станциями.

Страна электрокаров, 7auto.uz

На чём же именно ездят норвежцы? В отличие от многих других стран, Норвегия не только поощряет покупку электрокаров, но и делает более неудобной и дорогой покупку автомобилей на бензине или дизельном топливе. Любопытно, впрочем, что рынок электрокаров в стране до сих пор полностью зависит от импорта: бесспорным лидером продаж в последние несколько лет является электрокар Tesla Model S.

Страна электрокаров, 7auto.uz

С 1991 года в Норвегии разрабатывались прототипы собственных электрокаров под брендом Th!nk: десять прототипов выпустили по случаю Олимпиады в Лиллехаммере в 1994 году. К 1999 году стартап выкупил автомобильный гигант Ford: в планах были не только электрокары, но и электрические велосипеды и машины для гольфа. Но, к сожалению, Th!nk так и не поступили в массовое производство: четырежды обанкротившись за 20 лет, в начале 2010-х стартап прекратил своё существование.

Тем не менее результаты массового перехода на электрокары в Норвегии действительно впечатляют. Например, уровень загрязнённости воздуха в Осло за последние 15 лет упал на 30%. То же самое касается уровня шума, производимого транспортом. А строительные подрядчики могут получить субсидии от правительства, если пользуются только электрическим оборудованием, которое во многих случаях гораздо тише, что позволяет работать в плотной городской застройке. 

Минусы системы

Впрочем, до сих пор остаётся и ряд нерешённых проблем. Во-первых, несмотря на снижение выбросов углерода, в Норвегии довольно высокий уровень загрязнения воздуха микрочастицами резины, которые выделяются в результате трения автомобильных шин об асфальт. А электрокары эту проблему усугубляют: они тяжелее обычных машин. 

Во-вторых, актуальным остаётся увеличение количество зарядных станций, которых уже не вполне хватает для обеспечения нынешнего количества автомобилей. В выходные в стране можно наблюдать многокилометровые очереди к зарядным станциям, где в ожидании можно провести несколько часов. На очереди жалуются и жители многоквартирных домов.

Страна электрокаров, 7auto.uz

В-третьих, не всех радуют бонусы, положенные владельцам электрокаров (об их сокращении речь пойдёт ниже). В частности, водители автобусов недовольны тем, что электрокары свободно занимают полосы для общественного транспорта, а организаторы паромных перевозок — отсутствием платы за перевозку электрокаров (сейчас водители и пассажиры должны оплатить билет, но за сам автомобиль платить не нужно). 

Страна электрокаров, 7auto.uz

Кроме того, защитники экологии справедливо указывают на то, что Норвегия так успешно финансирует собственную экоповестку за счёт экспорта нефти в другие страны. Хотя норвежские власти признают существование проблемы и утверждают, что к 2035 году сократят добычу и продажу нефти, они также настаивают, что экспорт «обеспечивает энергетическую стабильность Европы», а следовательно, не может быть сокращён полностью. 

Что дальше?

Многие эксперты считают, что количество электрокаров в Норвегии уже достигло критической массы, и значит, впереди негативные изменения на рынке. Однако теперь в планах норвежских властей… сократить количество автомобилей как таковых. С 2022 года наблюдается постепенный откат бонусов для владельцев электрокаров. Власти нацелены на продвижение ходьбы пешком, езды на велосипедах и более частого использования общественного транспорта — более того, утверждается, что это и было конечной целью эксперимента по «озеленению» транспортной системы в стране.

Уже со следующего года налог на добавленную стоимость для владельцев электрокаров изменится: теперь сумма, которая раньше была фиксированной, будет зависеть от стоимости автомобиля. Генеральный секретарь Норвежской ассоциации электрических автомобилей Кристин Бу уже назвала этот шаг «не просто плохим, а не поддающимся описанию». 

Страна электрокаров, 7auto.uz

Вместе с тем распространена идея, что уменьшить число автомобилей или хотя бы снизить количество поездок — благая цель. По статистике, половина автомобильных поездок в Европе — длиной менее трёх миль (4,5 км), а значит, их вполне можно было бы совершать альтернативными способами. Вице-мэр Осло Сирин Хеллвин Став объявила, что уже к 2030 году в Осло должно стать на треть меньше автомобилей — и значительно больше инфраструктуры для ходьбы и велосипедной езды.

  • 90% машин в Норвегии сегодня — электрические; к 2025 году этот показатель планируют довести до 100%;
  • 82% владельцев электрокаров в Норвегии заряжают их дома: ассоциации домовладельцев получают грант на установку зарядок общего пользования;
  • 450 тыс. зарядных станций для электромобилей установлено по всей Норвегии; население страны — 5,5 млн человек;
  • 30% на столько упал уровень загрязнения воздуха в Норвегии за последние 15 лет, в том числе благодаря массовому использованию электрокаров.