Норвегия — мировой лидер по использованию электрических автомобилей. Как ей это удалось и есть ли у такого подхода проблемы?
В 2020 году Норвегия стала первой страной в мире, где продажи электрокаров превысили продажи автомобилей на традиционном топливе. Сейчас, спустя три года, 90% машин, проданных в стране, — электрические, а к 2025 году этот показатель планируют довести до 100%, полностью запретив продажи автомобилей на бензине и дизельном топливе.
Для сравнения: скандинавские соседи Норвегии — Дания и Швеция — собираются полностью перейти на продажу автомобилей с нулевым углеродным выбросом к 2030 году; Великобритания — к 2035-му, Канада — к 2040-му; а США, Германия и Япония — только к 2050-му. Как Норвегии удалось так быстро достичь лучших показателей в мире? По мнению экспертов, секрет успеха в быстро и грамотно выстроенной стратегии развития на государственном уровне.
Тур по столице
Ещё в конце 1980-х годов в Норвегии заинтересовались возможностью снижения вредных выбросов. Внимание обратили на сферу, которая только-только начинала развиваться глобально, — электрические и гибридные автомобили. Почему именно они? Дело было в одной исключительно успешной пиар-кампании: её придумал профессор Харальд Роствик, недовольный тем, что в Норвегии никто не воспринимает электрокары серьёзно.
В 1989 году лидер суперпопулярной норвежской группы a-ha Мортен Харкет и лидер норвежской экозащитной организации Bellona Фредерик Хауге отправились в поездку по Осло на переделанном в электрокар автомобиле Fiat Panda, который они купили в Швейцарии. Харкет прежде уже участвовал в многочисленных акциях и протестах, стремясь привлечь внимание к изменению климата, и популярность a-ha только помогала распространить экоповестку среди более широкой аудитории.
Модифицированный Fiat Panda стал первым электрокаром в Норвегии, и его новые хозяева столкнулись с массой проблем, даже не успев отправиться в путь.
Во-первых, их заставили оплатить налог на дизельный автомобиль, поскольку непонятно было, как правильно оформить электрокар.
Во-вторых, на легализацию автомобиля в Норвегии ушёл целый год. Наконец, машина могла проехать без подзарядки всего 45 километров, а на саму подзарядку у неё уходило двое суток.
Тем не менее поездка в конечном счёте привлекла огромное внимание медиа, и вот почему. С помощью путешествия на электрокаре Харкет и Хауге хотели не только прорекламировать экологичный способ передвижения, но и выразить протест против неоправданно высоких цен на парковку в Осло. Они специально парковались, игнорируя требования оплаты, пока в конце концов машину у них не конфисковывали, чтобы продать и покрыть неоплаченные штрафы.
Но после этого путешественники выкупали автомобиль… и снова отправлялись кататься. Позже они утверждали, что их целью было отнюдь не высмеять или посрамить городские власти — а лишь указать на несправедливость существующих правил.
Поддержка государства
Публичная дискуссия по поводу демарша Харкета и Хауге заставила местные власти всерьёз рассмотреть проблему «озеленения» городского и личного транспорта в стране. Вскоре были предложены поощрительные меры для покупателей электрокаров: их постепенно избавили от налога на импорт, а также разрешили ездить по полосам для общественного транспорта, бесплатно парковаться и бесплатно пользоваться паромными перевозками.
Все эти меры сначала вводились в тестовом режиме, а через несколько лет, оправдав свою эффективность, становились официальными. Уже к концу 1990-х в Норвегии было самое благоприятное законодательство для ввоза и эксплуатации электрокаров.
Подобные же инициативы, предложенные, например, в начале 1990-х годов в Калифорнии, сразу наткнулись на огромное сопротивление «традиционного» автомобильного лобби — вплоть до массовой кампании по дискредитации электротранспорта как ненадёжного и нестабильного. Многие эксперты сейчас отмечают, что именно этим обусловлено серьёзное отставание США в развитии «зелёного» транспорта.
Норвежские власти также задумались о том, чтобы развернуть доступную сеть электрозаправок — причём не только в столице, но по всей стране, включая труднодоступные и экономически неблагополучные районы. Сейчас электричество в стране почти полностью обеспечивается возобновляемыми ресурсами: более 90% даёт гидроэнергетика, а остальное — энергия ветра.
Поскольку Норвегия — холодная страна и отопление во многом зависит от электричества, энергосистема уже была рассчитана на серьёзные нагрузки. Сегодня 82% владельцев электрокаров заряжают их дома — ассоциации домовладельцев могут получить правительственный грант, который компенсирует до 50% стоимости покупки и установки зарядных устройств общего пользования. А ещё законодательство обязывает хозяев общественных парковок обеспечить их электричеством и доступными зарядными станциями.
На чём же именно ездят норвежцы? В отличие от многих других стран, Норвегия не только поощряет покупку электрокаров, но и делает более неудобной и дорогой покупку автомобилей на бензине или дизельном топливе. Любопытно, впрочем, что рынок электрокаров в стране до сих пор полностью зависит от импорта: бесспорным лидером продаж в последние несколько лет является электрокар Tesla Model S.
С 1991 года в Норвегии разрабатывались прототипы собственных электрокаров под брендом Th!nk: десять прототипов выпустили по случаю Олимпиады в Лиллехаммере в 1994 году. К 1999 году стартап выкупил автомобильный гигант Ford: в планах были не только электрокары, но и электрические велосипеды и машины для гольфа. Но, к сожалению, Th!nk так и не поступили в массовое производство: четырежды обанкротившись за 20 лет, в начале 2010-х стартап прекратил своё существование.
Тем не менее результаты массового перехода на электрокары в Норвегии действительно впечатляют. Например, уровень загрязнённости воздуха в Осло за последние 15 лет упал на 30%. То же самое касается уровня шума, производимого транспортом. А строительные подрядчики могут получить субсидии от правительства, если пользуются только электрическим оборудованием, которое во многих случаях гораздо тише, что позволяет работать в плотной городской застройке.
Минусы системы
Впрочем, до сих пор остаётся и ряд нерешённых проблем. Во-первых, несмотря на снижение выбросов углерода, в Норвегии довольно высокий уровень загрязнения воздуха микрочастицами резины, которые выделяются в результате трения автомобильных шин об асфальт. А электрокары эту проблему усугубляют: они тяжелее обычных машин.
Во-вторых, актуальным остаётся увеличение количество зарядных станций, которых уже не вполне хватает для обеспечения нынешнего количества автомобилей. В выходные в стране можно наблюдать многокилометровые очереди к зарядным станциям, где в ожидании можно провести несколько часов. На очереди жалуются и жители многоквартирных домов.
В-третьих, не всех радуют бонусы, положенные владельцам электрокаров (об их сокращении речь пойдёт ниже). В частности, водители автобусов недовольны тем, что электрокары свободно занимают полосы для общественного транспорта, а организаторы паромных перевозок — отсутствием платы за перевозку электрокаров (сейчас водители и пассажиры должны оплатить билет, но за сам автомобиль платить не нужно).
Кроме того, защитники экологии справедливо указывают на то, что Норвегия так успешно финансирует собственную экоповестку за счёт экспорта нефти в другие страны. Хотя норвежские власти признают существование проблемы и утверждают, что к 2035 году сократят добычу и продажу нефти, они также настаивают, что экспорт «обеспечивает энергетическую стабильность Европы», а следовательно, не может быть сокращён полностью.
Что дальше?
Многие эксперты считают, что количество электрокаров в Норвегии уже достигло критической массы, и значит, впереди негативные изменения на рынке. Однако теперь в планах норвежских властей… сократить количество автомобилей как таковых. С 2022 года наблюдается постепенный откат бонусов для владельцев электрокаров. Власти нацелены на продвижение ходьбы пешком, езды на велосипедах и более частого использования общественного транспорта — более того, утверждается, что это и было конечной целью эксперимента по «озеленению» транспортной системы в стране.
Уже со следующего года налог на добавленную стоимость для владельцев электрокаров изменится: теперь сумма, которая раньше была фиксированной, будет зависеть от стоимости автомобиля. Генеральный секретарь Норвежской ассоциации электрических автомобилей Кристин Бу уже назвала этот шаг «не просто плохим, а не поддающимся описанию».
Вместе с тем распространена идея, что уменьшить число автомобилей или хотя бы снизить количество поездок — благая цель. По статистике, половина автомобильных поездок в Европе — длиной менее трёх миль (4,5 км), а значит, их вполне можно было бы совершать альтернативными способами. Вице-мэр Осло Сирин Хеллвин Став объявила, что уже к 2030 году в Осло должно стать на треть меньше автомобилей — и значительно больше инфраструктуры для ходьбы и велосипедной езды.
- 90% машин в Норвегии сегодня — электрические; к 2025 году этот показатель планируют довести до 100%;
- 82% владельцев электрокаров в Норвегии заряжают их дома: ассоциации домовладельцев получают грант на установку зарядок общего пользования;
- 450 тыс. зарядных станций для электромобилей установлено по всей Норвегии; население страны — 5,5 млн человек;
- 30% на столько упал уровень загрязнения воздуха в Норвегии за последние 15 лет, в том числе благодаря массовому использованию электрокаров.