Skip to main content

НА СТАРТ!

Гоночные игры сделали первый шаг в массовое сознание из тусклых и переполненных подростками залов с игровыми автоматами. Первая игровая приставка появилась в начале семидесятых, но ещё не была распространённым явлением.

Может быть, не самой первой гоночной вообще, но точно самой первой игрой, добившейся серьёзной популярности, стала SpaceRace от компании Atari, вышедшая в 1973-м. Конечно, это были не совсем гонки в привычном понимании — посмотрите на название. Для победы нужно было пролететь дистанцию, не разбившись об астероиды. Ну, и графика… Понятно, что она была самая примитивная. Тем не менее игра стала хитом. Ничего подобного до этого никто не делал.

Год спустя компания Taito начала выпуск автоматов SpeedRace. Фишкой новых девайсов были руль, педаль газа и даже рычаг переключения передач (педали сцепления, кстати, не было). Так сильно вдохновила их продукция конкурента! В игре тоже были кое-какие улучшения. Например, двигаться можно было не в две, а сразу в четыре стороны.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

Эта же компания пошла дальше, выпустив в 1976-м Crashing Race для двух игроков. То есть теперь у автомата был не один, а сразу два руля. «Гонщики» сталкивались и в прямом, и в переносном смысле. Здесь требовалось не избегать дорожно-транспортных происшествий, а, наоборот, устраивать их и получать за это очки.

В том же году появился первый автомат с игрой «про мотоциклы» — FONZ от Sega. Самое крутое: при столкновении с препятствиями вибрировал руль. Это было наиреалистичное ощущение, которое только могло тогда появиться.

К концу семидесятых игровые консоли становятся всё популярнее. Их активно приобретают по всему миру. Поэтому гиганты игровой промышленности теперь смотрят и в эту сторону. То же самое можно сказать и о персональных компьютерах. И вот уже для ПК выходит игра по мотивам популярной американской гоночной серии — Indianapolis 500: TheSimulation. Разработчики впервые в истории использовали физику и телеметрию для реалистичного поведения автомобиля на трассе. Теперь машина могла сломаться, а в гараже между гонками можно было сделать тюнинг.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

Следующий шаг был сделан в 1978-м. Счастливые владельцы телевизора Nintendo Color TV могли купить Game Racing 112 — приставку с одноимённой игрой и рулём. Ещё одна популярная приставка того времени — Atari 2600. Для неё выпускалась россыпь гоночных игр — от Indy 500 и Street Racer 1977 года до Pole Position 1983-го.

В итоге за два десятилетия гоночные игры проделали большой путь от двухцветных и двухмерных проектов с видом сверху до псевдо-3D, цветной графики и множества режимов.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

ЖАЖДА СКОРОСТИ

В девяностые случилась революция. Домашние консоли стали ещё продуманнее, персональные компьютеры — ещё персональнее. А игровые залы почти полностью ушли в небытие.

Открыло революционное десятилетие Formula One Grand Prix 1992. Игра выпускалась по лицензии гоночной серии, поэтому успешно имитировала реальный сезон «Формулы-1». Примерно в те же годы в гоночных играх появилась трёхмерность. Одной из первых таких игр стала Virtua Racing от Sega. Картридж снабдили собственным графическим процессором, чтобы вывозить усложнённую графику.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

Появлялись и другие необычные фишки. Так, в игре Daytona USA от Sega «водитель» мог переключаться между «автоматом» и «механикой». Фантастическая фича!

Наконец, в 1994-м вышла игра, которой суждено было стать легендой.  Конечно, речь о Need For Speed (кстати, оригинальная игра называлась The Need For Speed).

Теперь игроки могли выбирать автомобили и трассы, переключаться между видами от первого и третьего лица и даже изучать встроенную энциклопедию машин. Удивительно, но разработчик Electronic Arts смог выпустить одновременно и очень реалистичную, и в то же время весьма аркадную игру, в которую хотелось играть ещё и ещё. Специалисты гейм-индустрии считают, что именно за счёт такого скрещения «бегемота с носорогом» получился настоящий шедевр. Ну и конечно, преследования полиции тоже не стоит сбрасывать со счетов.

В девяностые появились три игры франшизы: Need For Speed II (1997), Need For Speed: Hot Pursuit (1998) и Need For Speed High Stakes (1999). Все — для персональных компьютеров и PlayStation. Не все стали хитами. Более того, некоторые из них подвергались серьёзной критике со стороны фанатов. Существует даже фанатская теория о том, что удачными получаются только нечётные игры серии, а вот чётные обычно ждёт провал. Правда, это не сказывалось на продажах — они росли безостановочно.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

Впрочем, конкуренты не собирались сдаваться. Самым главным конкурентом NFS и одним из выдающихся открытий декады стала игра Gran Turismo (1997), вышедшая на PlayStation. В отличие от более аркадной NFS, GT сразу же позиционировалась как симулятор с акцентом на реалистичную физику, большой выбор машин и тюнинг.

Третий кит, на котором держалась гоночно-игровая индустрия в девяностые, — Colin McRae Rally (1998). В разработке помогал настоящий автогонщик Колин Макрей. Игрок мог выбрать один из трёх уровней сложности и поучаствовать в этапах чемпионата мира по ралли 1998 года.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

ПРОГРЕСС НЕ ЖДЁТ

После 2000-х геймеры довольствовались в основном старыми проверенными брендами. Соваться в этот рынок никто особенно не хотел. При этом растущие мощности платформ позволили делать гоночные игры всё более эффектными и реалистичными.

Успешные выходы игр NFS чередовал с провальными или почти провальными. Gran Turismo держал уровень. А Colin McRae Rally после гибели автогонщика в авиакатастрофе сменила название на DiRT.

Из новых игроков, пришедших в гонки после 2005 года, можно назвать разве что Microsoft. Гигант выстрелил своей Forza Motorsport, а затем был просто автосимулятор с двумя сотнями машин, множеством трасс и опций для тюнинга — Forza.

В следующие годы разработчики крупных франшиз занимались активным совершенствованием графики, которая от года к году становилась всё красивее, улучшением физики, разработкой новых движков, реализацией мультиплеера и даже сюжетными линиями. Основной же фундамент, правила игры, механики и особенности жанра были заложены ещё в 70–80-х годах прошлого столетия, а все известные современные релизы являются только их красивыми версиями.

В последние годы балом правит Forza Horizon, к которой иногда присоединяются жемчужины инди-сцены вроде Art of Rally и Inertial Drift.

В КАКИЕ АВТОСИМУЛЯТОРЫ МОЖНО ПОИГРАТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС?             

Dirt Rally 2.0. Один из самых реалистичных симуляторов гонок. На выбор — более 50 автомобилей, с которыми можно участвовать в трассах чемпионата мира по ралли-кроссу. Ну или просто гонять по всему миру.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

Trackmania Turbo. В режиме кампании игрокам доступно более 200 трасс в четырёх различных условиях, а главная фишка — редактор трасс. Он тут, говорят, бесподобный.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

Wreckfest. Не совсем обычный симулятор, но кому-то зайдёт, ведь здесь главная цель не побеждать в гонках, а наносить ущерб противникам. Максимальный ущерб.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

Assetto Corsa Competizione. На вождение влияет не только погода и аэродинамика конкретного автомобиля, но даже модель шин. Так что будьте готовы к сюрпризам и помните: этот симулятор потребует от вас недюжинного мастерства.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

Forza Horizon 4. Неувядающая классика. Игра предлагает более 450 автомобилей, разнообразные испытания и гонки.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

Project CARS 2. Гонки по замёрзшему озеру на шипованных шинах или дикий картинг где-то в горах Шотландии. Эта игра показывает, что автоспорт может быть очень разным.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

Need for Speed: Unbound. Последнее дополнение к популярной серии. В игре сохранён основной геймплей, который полюбился фанатам. Нелегальные уличные гонки никуда не делись, но всё стало как будто бы ещё круче.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

F1 23. Лучший симулятор самой престижной гоночной серии в мире.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz

LEGO 2K Drive. Если вам надоели серьёзные гонки и вообще весь этот реализм, то эта игра точно для вас.

Жми на газ: как развивались гоночные игры, 7auto.uz