Skip to main content

Почему шофёров так называют, какую скорость нельзя было превышать в XIX веке и где сегодня нельзя водить автомобиль босиком: занимательная история ПДД.

Одни правила для всех. Занимательная история ПДД, 7auto.uzРегулировать движение с помощью механического устройства начали 150 лет назад в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой шесть метров. Управлял им специально приставленный человек в ливрее. С помощью системы ремней и цепей он поднимал и опускал стрелку прибора. Цепь механизма была настолько шумной, что сильно пугала лошадей и затрудняла работу кучеров.

Впоследствии изобретение модернизировали и дополнили фонарями с красным и зелёным светофильтрами. А первые электрические светофоры появились в 1914 году в США. Сначала они имели только красный и зелёный сигналы, роль жёлтого выполнял предупредительный свисток полицейского. С 1918 года светофоры стали появляться на улицах европейских городов.

«Разойдись: автомобиль!»

Первые регулировщики движения появились в Англии. Впереди каждого парового дилижанса должен был идти человек и размахивать красным флагом. А во Франции в 1908 году придумали выдавать полицейским белые трости: ими они регулировали движение и показывали направление для водителей и пешеходов.

Одни правила для всех. Занимательная история ПДД, 7auto.uz

В России перед первыми автомобилями должен был бежать мальчик и громко извещать о приближении экипажа, чтобы добропорядочные горожане не падали в обморок от ужаса при появлении на дороге «движущегося чудовища».

Одни правила для всех. Занимательная история ПДД, 7auto.uz

Не быстрее 3 км/ч

При кардинале Ришелье во Франции, чтобы путешественникам было легче ориентироваться, перекрёстки улиц и дорог стали обозначать крестами, столбами или пирамидами. А первыми дорожными знаками можно считать таблички с указанием движения к населённому пункту.

Одни правила для всех. Занимательная история ПДД, 7auto.uz

В левостороннем движении виноваты всадники

Англия, конечно, не единственная страна с левосторонним движением. Около 35% населения мира ездят по левой стороне, включая Японию, Мальту, Кипр, Индонезию, Ирландию и большинство стран старой английской империи — Индию, Австралию, Новую Зеландию. Само левостороннее движение имеет неочевидные корни. Во времена замков и рыцарей большинство людей, как и сегодня, были правшами. При езде на лошадях они держали свои мечи в правой руке и носили их в ножнах с левой стороны. И чтобы не биться висящими ножнами, всадники объезжали друг друга слева.

Но почему же тогда весь мир не ездит по левой стороне? Есть версия, что во всём виновата нелюбовь Наполеона к англичанам. Он издал декрет, согласно которому Франция должна двигаться справа: он хотел, чтобы всё было антибританским. К тому же французская аристократия также ездила по левому краю, а император не желал с ней иметь ничего общего. Со временем правосторонняя норма распространилась на всю континентальную Европу.

Откуда пошли шофёры

Интересно происхождение слова «шофёр». На первом «самодвижущемся автомобиле» — телеге с паровым котлом — перевозили пушки. Когда пар кончался, машина останавливалась и котёл нужно было прогревать заново. Для этого под ним на земле разводили костёр и ждали, пока вновь образуется пар. Так бóльшую часть времени водители первых автомобилей нагревали котёл и кипятили в нём воду. Поэтому их стали называть шофёрами, что в переводе с французского означает «кочегар».

Одни правила для всех. Занимательная история ПДД, 7auto.uz

Изобретатели дорог, не умеющие водить

Одни правила для всех. Занимательная история ПДД, 7auto.uzАмериканец Уильям Фелпс Ино придумал кольцевую развязку, улицу с односторонним движением, «островок безопасности для пешеходов», специализированную стоянку такси. Он разработал дизайн знаков «пешеходный переход» и «движение без остановки запрещено». При этом сам он так никогда и не научился водить автомобиль.

Другой американец, Эдвард Хайнс, в 1935 году придумал разделительную полосу. Идея размечать дороги белой линией пришла, когда он увидел след от фургона с протекающим молоком.

Автомобили-ловцы

В Узбекистане, как и везде, нарушителей, превысивших скорость, ловят с помощью передвижных радаров, которых по всей стране немного. Зато есть специальные «автомобили-ловцы», спереди оснащённые камерой и радаром. Кстати, изобретатель радара, Роберт Уотсон-Уотт, стал жертвой собственного же изобретения. Его остановил полицейский, который радаром-детектором зафиксировал превышение скорости. Шотландский физик отреагировал на это фразой: «Если бы я знал, как вы собираетесь использовать радар, я бы никогда его не придумал!»

Одни правила для всех. Занимательная история ПДД, 7auto.uz

Одни правила для всех

Важнейшим днём в истории ПДД стало 8 ноября 1968 года. В Вене на конференции ООН приняли «Конвенцию о дорожном движении». Её подписали представители 68 стран мира, в том числе СССР, и с небольшими изменениями и дополнениями Конвенция действует до сих пор. Поэтому в целом правила дорожного движения во всех странах мало чем отличаются друг от друга. Удивительно, но есть на земле страны, в которых нет никаких правил ПДД, знаков и разметки — например Гвинея.

Узбекистан тоже присоединился к Венской конвенции, и ПДД в нашей стране не сильно отличаются от общемировых. Так, в населённых пунктах Узбекистана можно двигаться со скоростью до 60 км/ч. На загородных дорогах легковым, а также некоторым грузовым автомобилям можно разгоняться до 100 км/ч.

Одни правила для всех. Занимательная история ПДД, 7auto.uz

Зона без телефонов

Подсчитано, что во время разговора по мобильному телефону риск автоаварии возрастает в четыре раза. А если за рулём отправлять сообщения — то в 23 раза! Водитель отвлекается и реагирует на дорожные события вполовину медленнее. Поэтому со временем в ПДД большинства стран пришлось внести правки, касающиеся мобильников за рулём. Так, в п. 12 ПДД Узбекистана «водителю запрещается пользоваться во время управления транспортным средством телефоном».