Почему шофёров так называют, какую скорость нельзя было превышать в XIX веке и где сегодня нельзя водить автомобиль босиком: занимательная история ПДД.
Регулировать движение с помощью механического устройства начали 150 лет назад в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой шесть метров. Управлял им специально приставленный человек в ливрее. С помощью системы ремней и цепей он поднимал и опускал стрелку прибора. Цепь механизма была настолько шумной, что сильно пугала лошадей и затрудняла работу кучеров.
Впоследствии изобретение модернизировали и дополнили фонарями с красным и зелёным светофильтрами. А первые электрические светофоры появились в 1914 году в США. Сначала они имели только красный и зелёный сигналы, роль жёлтого выполнял предупредительный свисток полицейского. С 1918 года светофоры стали появляться на улицах европейских городов.
«Разойдись: автомобиль!»
Первые регулировщики движения появились в Англии. Впереди каждого парового дилижанса должен был идти человек и размахивать красным флагом. А во Франции в 1908 году придумали выдавать полицейским белые трости: ими они регулировали движение и показывали направление для водителей и пешеходов.
В России перед первыми автомобилями должен был бежать мальчик и громко извещать о приближении экипажа, чтобы добропорядочные горожане не падали в обморок от ужаса при появлении на дороге «движущегося чудовища».
Не быстрее 3 км/ч
При кардинале Ришелье во Франции, чтобы путешественникам было легче ориентироваться, перекрёстки улиц и дорог стали обозначать крестами, столбами или пирамидами. А первыми дорожными знаками можно считать таблички с указанием движения к населённому пункту.
В левостороннем движении виноваты всадники
Англия, конечно, не единственная страна с левосторонним движением. Около 35% населения мира ездят по левой стороне, включая Японию, Мальту, Кипр, Индонезию, Ирландию и большинство стран старой английской империи — Индию, Австралию, Новую Зеландию. Само левостороннее движение имеет неочевидные корни. Во времена замков и рыцарей большинство людей, как и сегодня, были правшами. При езде на лошадях они держали свои мечи в правой руке и носили их в ножнах с левой стороны. И чтобы не биться висящими ножнами, всадники объезжали друг друга слева.
Но почему же тогда весь мир не ездит по левой стороне? Есть версия, что во всём виновата нелюбовь Наполеона к англичанам. Он издал декрет, согласно которому Франция должна двигаться справа: он хотел, чтобы всё было антибританским. К тому же французская аристократия также ездила по левому краю, а император не желал с ней иметь ничего общего. Со временем правосторонняя норма распространилась на всю континентальную Европу.
Откуда пошли шофёры
Интересно происхождение слова «шофёр». На первом «самодвижущемся автомобиле» — телеге с паровым котлом — перевозили пушки. Когда пар кончался, машина останавливалась и котёл нужно было прогревать заново. Для этого под ним на земле разводили костёр и ждали, пока вновь образуется пар. Так бóльшую часть времени водители первых автомобилей нагревали котёл и кипятили в нём воду. Поэтому их стали называть шофёрами, что в переводе с французского означает «кочегар».
Изобретатели дорог, не умеющие водить
Американец Уильям Фелпс Ино придумал кольцевую развязку, улицу с односторонним движением, «островок безопасности для пешеходов», специализированную стоянку такси. Он разработал дизайн знаков «пешеходный переход» и «движение без остановки запрещено». При этом сам он так никогда и не научился водить автомобиль.
Другой американец, Эдвард Хайнс, в 1935 году придумал разделительную полосу. Идея размечать дороги белой линией пришла, когда он увидел след от фургона с протекающим молоком.
Автомобили-ловцы
В Узбекистане, как и везде, нарушителей, превысивших скорость, ловят с помощью передвижных радаров, которых по всей стране немного. Зато есть специальные «автомобили-ловцы», спереди оснащённые камерой и радаром. Кстати, изобретатель радара, Роберт Уотсон-Уотт, стал жертвой собственного же изобретения. Его остановил полицейский, который радаром-детектором зафиксировал превышение скорости. Шотландский физик отреагировал на это фразой: «Если бы я знал, как вы собираетесь использовать радар, я бы никогда его не придумал!»
Одни правила для всех
Важнейшим днём в истории ПДД стало 8 ноября 1968 года. В Вене на конференции ООН приняли «Конвенцию о дорожном движении». Её подписали представители 68 стран мира, в том числе СССР, и с небольшими изменениями и дополнениями Конвенция действует до сих пор. Поэтому в целом правила дорожного движения во всех странах мало чем отличаются друг от друга. Удивительно, но есть на земле страны, в которых нет никаких правил ПДД, знаков и разметки — например Гвинея.
Узбекистан тоже присоединился к Венской конвенции, и ПДД в нашей стране не сильно отличаются от общемировых. Так, в населённых пунктах Узбекистана можно двигаться со скоростью до 60 км/ч. На загородных дорогах легковым, а также некоторым грузовым автомобилям можно разгоняться до 100 км/ч.
Зона без телефонов
Подсчитано, что во время разговора по мобильному телефону риск автоаварии возрастает в четыре раза. А если за рулём отправлять сообщения — то в 23 раза! Водитель отвлекается и реагирует на дорожные события вполовину медленнее. Поэтому со временем в ПДД большинства стран пришлось внести правки, касающиеся мобильников за рулём. Так, в п. 12 ПДД Узбекистана «водителю запрещается пользоваться во время управления транспортным средством телефоном».