Skip to main content

Бороздящие небо автомобили стали непременной составляющей нашего образа будущего, по крайней мере того образа, к которому мы привыкли благодаря кинематографу. Но так ли мы далеко от реальных ежедневных полётов на работу? Некоторые страны уже вовсю тестируют летающие машины, а в США недавно сертифицировали первый летающий электрокар. Рассказываем, что это такое и где их уже производят.

Что называют летающей машиной?

Фактически «летающая машина» — это разновидность так называемого самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП). Первый такой самолёт был разработан инженером Борисом Луцким ещё в начале ХХ века, но интерес к технологии особенно возрос во время и после Второй мировой войны. Военных инженеров эта идея привлекала тем, что для аппарата не нужна была бы длинная взлётно-посадочная полоса. В то же время участились эксперименты с разнообразными гибридами видов транспорта — и так изобретатели дошли до летающих автомобилей. В США совместной разработкой летающих такси с 2018 года занимаются NASA и Uber.

Летающие машины уже бороздят небо. Станут ли они частью повседневности?, 7auto.uz

Краткая история летающих автомобилей

1901 год

Немецкий иммигрант Густав Уайтхед построил в США первый гибрид самолёта и автомобиля. Исследователи, впрочем, сомневаются в том, что машина действительно могла бы взлететь.

1917 год

Гленн Кёртис создал машину под названием Autoplane. Это первый задокументированный пример летающего автомобиля — пусть на выставке в Нью-Йорке ему и удалось совершить всего лишь несколько прыжков.

Летающие машины уже бороздят небо. Станут ли они частью повседневности?, 7auto.uz

1935 год

Константинос Влахос построил прототип летающей машины, который загорелся во время демонстрации в Вашингтоне. Изобретатель серьёзно пострадал. Кейс известен главным образом потому, что был снят на плёнку — это самая ранняя видеозапись летающей машины.

Летающие машины уже бороздят небо. Станут ли они частью повседневности?, 7auto.uz

1946 год

Был построен так называемый Airphibian — небольшой самолёт, от которого легко «отстёгивались» крылья и хвост и устройство превращалось в автомобиль.

Летающие машины уже бороздят небо. Станут ли они частью повседневности?, 7auto.uz

1949 год

Появился Aerocar — автомобиль с крыльями, разработанный американским инженером Молтоном Тейлором. Машина была сертифицирована, и массовое производство должно было начаться при наличии 500 заказов. Увы, Тейлору поступило только 250 заявок, поэтому Aerocar так и не попал на рынок.

Летающие машины уже бороздят небо. Станут ли они частью повседневности?, 7auto.uz

1973 год

Создание AVE Mizar — автомобиля Ford Pinto с приделанными к нему крыльями и хвостом от самолёта Cessna. Разработка продолжалась два года и считалась очень перспективной, но работа над проектом прекратилась, когда во время тестового полёта погибли оба изобретателя.

Летающие машины уже бороздят небо. Станут ли они частью повседневности?, 7auto.uz

2009 год

В США началась разработка прототипа четырёхместной летающей машины стоимостью 65 миллионов долларов. Проект был свёрнут в 2013-м.

2012 год

Появление проекта The Pal-V Liberty — голландского прототипа с электромотором и пропеллером. Развивает скорость до 160 миль в час и может преодолеть около 500 километров без подзарядки.

2018 год

Audi и Airbus совместно производят Audi Pop.Up Next — беспилотную летающую машину с эксклюзивным итальянским дизайном.

Летающие машины уже бороздят небо. Станут ли они частью повседневности?, 7auto.uz

2023 год

В США сертифицирован первый летающий электрокар Armada Model Zero. Он развивает скорость до 40 км/час и способен преодолеть 322 километра по земле и 177 по воздуху.

Летающие машины уже бороздят небо. Станут ли они частью повседневности?, 7auto.uz

2027 год

На американский рынок поступит австралийская летающая машина Ace VTOL. Контракт с производителями заключён на 250 миллионов долларов. Модель развивает скорость до 270 миль в час.

Летающие машины уже бороздят небо. Станут ли они частью повседневности?, 7auto.uz

Как выглядят современные летающие электрокары

С точки зрения дизайна прототипы летающих машин выглядят по-разному: одни больше похожи на автомобиль с крыльями и хвостом, а другие — на вертолёт с дополнительными колёсами. Нынешние инженеры предъявляют к концептуальным разработкам два основных требования.

Летающие машины уже бороздят небо. Станут ли они частью повседневности?, 7auto.uz

Во-первых, машина должна одинаково эффективно управляться и на шоссе, и в воздухе — чтобы можно было создавать сложные маршруты с переключением между режимами. Например, таким образом гипотетически можно будет «улететь» из пробки и приземлиться на более свободном участке трассы.

Во-вторых, в отличие от вертолётов или личных самолётов, летающая машина не должна требовать специальных условий (всё той же взлётно-посадочной полосы) — но при этом её хозяину понадобятся и водительское удостоверение, и лицензия пилота.

На сегодня большинство прототипов летающих автомобилей находятся в стадии разработки, но кое-что можно будет приобрести уже в скором времени. В производстве находится, например, голландская Pal-V Liberty — её можно будет купить ориентировочно за 500 тысяч долларов. К концу 2023 года ожидается поступление в продажу AirCar, а в 2024 году — Joby S4 (правда, обе эти машины будут стоить около миллиона долларов). Создатели ещё нескольких моделей принимают предзаказы от покупателей на 2025–2026 годы. Среди них Aska A5, SkyDrive и электрокар Alef Armada Model Zero — все будут стоить 300–400 тысяч долларов.

Летающие машины уже бороздят небо. Станут ли они частью повседневности?, 7auto.uz

Какие могут быть потенциальные проблемы

  • Стоимость проектов на данный момент является их главным минусом. Создание летающей машины требует большого количества высокотехнологичных решений.
  • От пилота будет требоваться высочайшая квалификация. Управлять самолётом вертикального взлёта и посадки достаточно трудно. А если помножить эту трудность на потенциально большое количество одновременно находящихся в воздухе летательных аппаратов, ситуация может оказаться значительно опаснее, чем на обычном шоссе.
  • Уровень шума. Представьте, как себя будут чувствовать городские жители, если вокруг станут постоянно летать вертолёты? Уровень шума машины, которую разрабатывает NASA, по громкости соответствует сильному ливню.
  • Станции для зарядки и обслуживания. Поскольку современные прототипы летающих машин — это в большинстве своём электрокары, для них ещё более актуальной будет проблема зарядки.
  • Наконец, предполагается, что летающие машины не должны слишком загрязнять окружающую среду. Это одна из главных причин, по которой их в основном разрабатывают как электрокары.