Почему беспилотным машинам ещё долго до полноценного выхода на рынок
Мы уже почти поверили в идею автомобиля без водителя. Но почему мы все до сих пор не пересели на такие машины — и пересядем ли?
Технические гиганты уверяли нас, что к началу 2020-х беспилотные автомобили заполонят рынок. Например, в 2015 году глава подразделения беспилотных машин Google Крис Урмсон заявил, что его 11-летнему сыну, возможно, уже не понадобятся водительские права. А поскольку в США минимальный возраст получения прав 16 лет, по такому смелому прогнозу беспилотные автомобили должны были войти в обиход уже к 2020 году.
И Урмсон был не единственным, кто выражал такое мнение: к нему присоединились китайские руководители компании Baidu, президент Lyft и авторитетное издание Business Insider. А Илон Маск даже называл конкретные цифры: к середине 2020 года на дорогах якобы появится более миллиона полностью автономных беспилотных автомобилей Tesla.
Ничего подобного до сих пор не произошло. И хотя в замедлении прогресса в разработке беспилотных машин можно было бы обвинить пандемию коронавируса, которая началась как раз в 2020-м и внесла серьёзные коррективы в работу многих индустрий, ряд экспертов считают: прогнозы насчёт «полностью автономных» машин невыполнимы в принципе, а амбициозные заявления — не более чем хайп.
ГДЕ БЕСПИЛОТНЫЕ МАШИНЫ УЖЕ ЕЗДЯТ
География использования беспилотных автомобилей на данный момент не слишком велика. Такие машины можно встретить в нескольких штатах США, Китае, Германии и России. Ещё в ряде стран эти авто тестируются, но пока не могут официально участвовать в дорожном движении.
Например, в США одним из ведущих разработчиков является компания Waymo. Изначально это был проект Google, созданный в 2009 году. В 2015-м первую поездку на автомобиле компании без полицейского сопровождения или наблюдателя в машине (а также без руля и педалей) совершил слепой пассажир Стив Мэхен. Он остался доволен результатом, сказав, что всегда хорошо чувствует, можно ли доверять водителю, и в таком автомобиле ему было вполне комфортно.
Именно эта поездка считается сейчас официальным началом поединка за «беспилотное первенство» между Google, Uber, Lyft и Tesla. И после того достижения проект Google превратился в самостоятельную компанию под названием Waymo.
Сейчас роботакси Waymo можно встретить в Фениксе, Аризоне и Сан-Франциско. Также они тестируются в других регионах США — там, где это позволяет хорошая погода и местное законодательство. Современные беспилотные машины имеют ограниченный потенциал передвижения, что связано как с соображениями безопасности, так и со сложностью адаптации искусственного интеллекта и актуализации карт.
ЧТО УМЕЮТ БЕСПИЛОТНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Существует специальная шкала, по которой измеряется автономность машины. В ней пять уровней плюс условный нулевой — это привычное нам вождение автомобиля, когда мы управляем движением и принимаем все решения:
первый уровень: машина управляется водителем, но имеет круиз-контроль и частично автономные функции (например, автоматическую парковку);
второй уровень: машина может ехать самостоятельно, ускоряться и замедляться, но водителю всё равно нужно вмешиваться для выполнения более сложных действий. Хотя этот уровень назван hands-off, большинство производителей тем не менее советуют шофёру держать руки на руле;
третий уровень: машина может справиться и с внештатными задачами, например экстренным торможением. Уровень называется eyes-off, то есть в идеале можно не смотреть на дорогу и заниматься своими делами — но быть готовым в заданное время ответить на запрос системы;
четвёртый уровень: mind-off, водителю можно вовсе не вмешиваться в процесс вождения, а, например, спать на заднем сиденье или смотреть кино;
пятый уровень: полная автоматизация. Пользователю такой машины не нужно иметь водительские права или знать правила дорожного движения — этим авто сможет воспользоваться абсолютно любой. В такую машину можно будет безопасно посадить даже несовершеннолетнего (помните, как в книгах Кира Булычёва девятилетняя Алиса спокойно путешествовала по Москве в беспилотном такси?).
ТАК В ЧЁМ ЗАГВОЗДКА?
Максимальный уровень уже участвующих в дорожном движении беспилотных машин пока что третий. Это означает, что, хотя автомобиль уже способен самостоятельно осуществлять движение, водителю всё-таки нужно быть бдительным на случай чрезвычайных ситуаций.
Ещё одна плохая новость: таких машин пока статистически незначительное количество — а значит, фактически до полной автономии ещё очень и очень далеко. Так, сейчас Waymo только тестирует автомобили четвёртого уровня в штате Аризона. В Японии же пока лишь обновили дорожное законодательство с учётом беспилотных автомобилей четвёртого уровня.
А с Tesla случился нашумевший и весьма неприятный казус: ещё в 2016 году компания выпустила вирусную рекламу автомобиля якобы пятого (!) уровня. «Водитель здесь лишь по требованиям законодательства. В этой машине он не нужен!» — гласил слоган. Конечно, это очень впечатлило общественность, но к рекламе возникли вопросы у экспертов — тогда и оказалось, что Tesla не рекламируют уже существующую машину, а всего-навсего делится «видением будущего» (что из ролика понять было совершенно невозможно).
На деле же предлагаемая модель ничем не отличалась от уже существовавших на тот момент у Tesla авто второго уровня, которые умели самостоятельно парковаться и выполнять простые задачи — например, медленно подъехать под дверь хозяина на огороженной территории. Несмотря на это разоблачение, предзаказы машины с будто бы «новой» системой автопилота взлетели.
Скандал привёл к вполне реальным легальным последствиям. В 2018 году погиб водитель Tesla, использовавший систему автопилота: его машина врезалась в грузовик. Семья погибшего подала на компанию в суд и помимо всего прочего сослалась на ту самую рекламу: мол, она вводит в заблуждение насчёт реальных возможностей автопилота.
В результате ролик был удалён, возможность предзаказывать систему автопилота отменена. А сотрудники Tesla признались, что реклама была снята с чётко спланированным маршрутом движения автомобиля — и водитель непосредственно им управлял.
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИЗОШЛО?
Эксперты называют две основные причины — искусственно завышенные ожидания пользователей и бесконечное многообразие нестандартных кейсов на дороге. Предполагается, что ажиотаж вокруг беспилотных автомобилей был создан только ради безграничного финансирования и разработчики прекрасно понимали: заявленных амбициозных целей они не достигнут.
У существующего сейчас искусственного интеллекта, который отвечает за автопилот, множество ограничений, которые вряд ли будут преодолены в ближайшее время — если вообще будут. Ведь дорожное движение зависит от множества факторов: погодных условий, конкретных трасс и транспортных развязок, количества машин на дороге, а также поведения отдельных участников движения.
Хотя разработчики и уверяют, что число происшествий с участием беспилотных машин статистически ниже, чем количество ДТП с обычными авто, едва ли не каждое такое происшествие вскрывает ряд ограничений искусственного интеллекта, который не в состоянии решать сложные задачи по ходу движения.
Например, в 2018 году в Темпе, штат Аризона, была зафиксирована первая гибель пешехода под колёсами беспилотной машины: работавшее в тестовом режиме беспилотное авто Uber сбило женщину, переходившую дорогу в неположенном месте. С одной стороны, случился очевидный сбой системы, которая должна всегда реагировать на появление человека, чтобы автомобиль притормозил или остановился. С другой стороны, в ходе расследования выяснилось: в машине находилась оператор, во время движения она не смотрела на дорогу и не заметила женщину — иначе могла бы сама в ручном режиме остановить автомобиль и предотвратить трагедию.
Случай широко обсуждался в прессе и вызвал массу вопросов насчёт безопасности появления беспилотных машин на дорогах общего пользования. Uber на время приостановила тестирование своих беспилотных машин.
В 2021 году в Сан-Франциско был зафиксирован курьёзный случай, когда на протяжении нескольких дней около 50 автомобилей Waymo без пассажиров и без видимой причины заезжали и выезжали из одного и того же тупика, заинтриговав местных жителей. В Waymo ситуацию прокомментировали туманно, сказав, что машины всего лишь «выполняли инструкции», но наблюдавшие за странным поведением авто остались недовольны таким объяснением — в соцсетях ситуацию сравнили с одной из серий «Чёрного зеркала».
Разумеется, все эти случаи могут быть не только уроком, но и источником ценной информации для разработчиков, возможностью учесть новые непредвиденные обстоятельства. Вместе с тем не все готовы терпеливо относиться к потенциальным недостаткам беспилотных машин. Так, в 2024 году в том же Сан-Франциско активисты начали блокировать автомобили Waymo оранжевыми конусами для дорожных работ, пытаясь привлечь внимание к проблемам с безопасностью беспилотных автомобилей и не допустить их массового выхода на дороги страны.