Skip to main content

Пилот сборной Узбекистана в дисциплине дрифт и председатель комитета по дрифту Федерации автоспорта Узбекистана Дильшод Юсупов — о том, пользуется ли он своими умениями на городских дорогах и сколько стоит превратить обычный автомобиль в спортивный.

Дрифтер Дильшод Юсупов: «Скорость, заносы и звук ревущего двигателя — это восторг», 7auto.uz

Для меня машина — не просто транспорт, а путь к новым достижениям

■ Когда Вы впервые сели за руль?

В двенадцать лет. Этот момент я никогда не забуду: меня поразило ощущение свободы и в то же время контроля за происходящим. Но осваивал я вождение всё же постепенно. Сначала это были уроки с родными на пустых площадках, а позже я начал углубляться в технику, учиться чувствовать машину и понимать, как она «дышит». Опыт пришёл со временем — после того, как я начал участвовать в соревнованиях.

■ Ваш первый автомобиль?

BMW E34. Машина была далеко не новой, но, кажется, я вложил в неё всю душу: учился не только водить, но и ремонтировать, понимать механику, разбираться в особенностях поведения авто.

Дрифтер Дильшод Юсупов: «Скорость, заносы и звук ревущего двигателя — это восторг», 7auto.uz

Дильшод Юсупов

■ А как началось Ваше увлечение необычными автомобилями и вообще темой дрифта? Увидели это в фильмах или у друзей?

Всё началось с детства: я всегда любил смотреть на машины, их дизайн, слушать звук моторов. А когда впервые увидел дрифт — это стало настоящим откровением. Возможно, увидел в фильмах вроде «Форсаж: токийский дрифт» или в роликах в интернете. Но всё изменилось, когда меня впервые прокатили на треке в Алматы.

Этот момент мне запомнился навсегда: скорость, заносы, звук ревущего двигателя — настоящий адреналин и восторг. Тогда я понял, что хочу не просто наблюдать за этим со стороны, а стать частью этого мира.

Позже начал сам пробовать, узнавать больше о технике, участвовать в соревнованиях, а любовь к необычным автомобилям только усилилась. Всегда стремлюсь к тому, чтобы моя машина была не просто средством передвижения, а чем-то уникальным, отражающим мой стиль и подход.

■ Сколько машин у Вас было?

10–12 автомобилей. Каждый из них был особенным по-своему. Некоторые я использовал для повседневной езды, другие — для тренировок или участия в соревнованиях. Для меня каждая машина — это не просто транспорт, а часть истории и путь к новым достижениям.

■ Вы всегда отдавали свою машину на тюнинг мастерам или что-то делали сами?

У меня большая и крутая команда механиков. Машины для соревнований мы дорабатываем самостоятельно, чтобы они подходили для дрифта или других дисциплин. Спортивный автомобиль, можно сказать, не имеет ничего общего с гражданской машиной, поэтомудоработки и переделки просто нескончаемы. Сам я редко влезаю в работу механиков, в основном занимаюсь теорией и изучением новинок в технической сфере.

■ У Вас есть кумиры в мире автомобильного спорта?

Безусловно. Кумиры, которые вдохновляют и мотивируют двигаться вперед. В мире дрифта это, например, Кэйити Цучия, которого называют Королём дрифта. Его стиль вождения и вклад в развитие дрифта как дисциплины по-настоящему впечатляют.

Ещё восхищаюсь Джеймсом Дином за его стабильность, мастерство и подход к соревнованиям. Я всегда стараюсь учиться у лучших и перенимать их опыт, но при этом развивать свой собственный стиль.

■ Чем Вы занимаетесь в целом по жизни? Тоже автомобилями?

Автоспорт занимает большое место в моей жизни. Я активно участвую в соревнованиях, например представляю свою страну в дисциплинах дрифт и джимхана, а также занимаюсь развитием автоспорта у нас в регионе и сейчас являюсь председателем комитета по дрифту в Национальной федерации автоспорта и картинга Республики Узбекистан NAFKU.

Автомобили — это страсть и важная часть жизни, но моя основная деятельность связана с ресторанной сферой. Я люблю кормить людей и создавать для них атмосферу, где они могут насладиться вкусной едой. Это для меня не просто работа, а возможность делиться своими кулинарными пристрастиями.

■ Сколько стоит полностью переоборудовать автомобиль под соревнования по дрифту?

Стоимость такого переоборудования может сильно варьироваться в зависимости от уровня подготовки и целей. Если говорить о базовом уровне, то это может стоить от $10 000 до $20 000.

Однако для профессиональных соревнований затраты значительно выше. В общей сложности это обойдётся в $50–150 тыс. Вложения большие, но они необходимы для достижения конкурентного уровня.

Дрифтер Дильшод Юсупов: «Скорость, заносы и звук ревущего двигателя — это восторг», 7auto.uz

■ Что это включает в себя?

Полная подготовка автомобиля — это комплексная работа, включающая доработку двигателя, подвески, безопасность, внешний вид и даже внутреннюю компоновку. Всё зависит от бюджета и целей — от участия в любительских соревнованиях до профессионального уровня. Мощный двигатель, крепкая КПП, подвеска, гидроручник и тормозная система, рулевое управление с большим углом поворота, каркас безопасности, электроника, облегчение кузова, удаление лишних элементов и установка кузовных деталей из лёгких материалов. Это действительно большая работа.

■ Вам нравится делать автомобили, которые повторяли бы известные модели, например, из фильмов, или интереснее что-то своё?

Я совсем не люблю повторять или копировать автомобили, даже если они из известных фильмов. Предпочитаю создавать что-то уникальное, разрабатывать свои идеи и подходы. Это позволяет выражать мою индивидуальность, использовать нестандартные решения. Так процесс становится гораздо более увлекательным и творческим.

Дрифтер Дильшод Юсупов: «Скорость, заносы и звук ревущего двигателя — это восторг», 7auto.uz

Скорость, заносы, звук ревущего двигателя — настоящий адреналин и восторг

■ Как проходят соревнования по дрифту? Каким образом оцениваются ваши действия, как выявляют победителя?

Соревнования по дрифту обычно проходят в формате турнира с несколькими раундами. В каждом из них участники соревнуются друг с другом в парных заездах, где один гонщик выполняет роль лидера, а другой — преследователя.

В начале соревнований проводится квалификация: участники выполняют два или три заезда для оценки их мастерства. Оцениваются такие факторы, как угол заноса, скорость, плавность выполнения траектории и контроль автомобиля.

После квалификации идут парные заезды. Лидер ведёт, а задача преследователя повторить его траекторию и углы заноса, не отставая и не нарушая правил. Затем пилоты меняются ролями.

Судьи оценивают несколько ключевых аспектов. Техника заноса: насколько плавно и точно выполнены заносы. Угол и скорость: как агрессивно и быстро гонщик управляет автомобилем. Позиция: насколько близко преследователь находится к лидеру, не нарушая дистанцию. Ну и контроль: насколько точно и стабильно гонщик управляет автомобилем на протяжении всего заезда.

После каждого заезда судьи принимают решение, основываясь на вышеперечисленных критериях. В случае ничьей или сомнительного решения, может быть назначен дополнительный заезд (One More Time), чтобы выявить победителя. Таким образом, победитель определяется на основе общей оценки его мастерства в управлении автомобилем, точности выполнения траектории и взаимодействия с соперником в парных заездах.

■ Расскажите о последних соревнованиях в Испании.

Последнее соревнование, в котором я участвовал, было FIA Motorsport Games в Валенсии. Это олимпиада по автоспорту, где собрались лучшие спортсмены со всего мира. И дрифт был одной из ключевых дисциплин. Эта олимпиада проходит раз в два года, там собираются лучшие гонщики — невероятно конкурентная атмосфера.

Мне удалось продемонстрировать свои навыки среди сильнейших соперников, в том числе там были и мои кумиры, что для меня уже огромное достижение! Это был мой первый опыт на таком уровне, и, безусловно, в следующий раз я буду ещё более подготовленным.

■ Как Вы ездите в городе? Вам не хочется иногда немного увеличить скорость или красиво кого-то объехать просто потому, что Вы это умеете?

Я всегда соблюдаю правила дорожного движения в городе. Опыт в автоспорте, конечно, придаёт мне уверенности в управлении автомобилем, но я придерживаюсь принципа, что безопасное вождение — это приоритет. Знаю, что в городских условиях скорость и агрессивное маневрирование могут привести к опасным ситуациям и важно контролировать свои импульсы, даже если есть соблазн проявить мастерство за рулём.

Увлечение дрифтом и автоспортом в целом позволяет мне лучше чувствовать машину и реагировать на непредвиденные ситуации, но я всегда помню о безопасности — и своей, и других участников дорожного движения. А спортивные навыки следует применять на соревнованиях, а не в повседневной жизни.

■ Будете обучать дрифту и передавать свой опыт молодёжи?

Благодаря нашей Федерации автоспорта и поддержке Министерства спорта и Олимпийского комитета Республики Узбекистан, автоспорт стремительно развивается, и я, конечно, планирую обучать молодёжь, передавая свой опыт в дрифте. Считаю, важно развивать новые таланты и делиться знаниями с теми, кто только начинает свой путь в автоспорте. Обучение дрифту не только помогает улучшить навыки безопасного управления автомобилем, но и учит дисциплине, концентрации, поддержанию физического и ментального здоровья. Кроме того, я уверен, что такие программы могут сыграть большую роль в популяризации автоспорта в нашей стране.

Планирую организовать школу дрифта, где я смогу поделиться своим опытом и знаниями, и сейчас уже идёт подготовка учебного автомобиля.

Дрифтер Дильшод Юсупов: «Скорость, заносы и звук ревущего двигателя — это восторг», 7auto.uz

Спортивные навыки езды следует применять на соревнованиях, а не в повседневной жизни