Skip to main content

Премиальный суббренд китайского концерна Geely под названием Zeekr за три года своего существования сумел не только резво ворваться на автомобильные рынки Европы и Азии, но и покорить сердца сотен тысяч жителей континента.

Положив конец гегемонии «электричек» от Tesla, новинка из Поднебесной стремительно сокращает отставание от топов своего класса в продажах и расширяет географию. Однако Илону Маску пока рано волноваться из-за дерзкого конкурента. На пути к вершине Олимпа «юнцу» ещё предстоит избавиться от «детских болезней», как выяснил 7AUTO.

 

Есть над чем работать: разбираем плюсы и недостатки Zeekr, 7auto.uz

Для начала гению китайской инженерной мысли стоит отдать должное: Zeekr способен удивить даже самого искушённого автогурмана. Это не просто очередная машина с электродвигателями, а настоящий компьютер на колёсах с сумасшедшей динамикой, передовым функционалом и даже радарами, количеству которых позавидует истребитель пятого поколения.

Говоря про Zeekr, проще назвать то, чего в нём нет, чем перечислять десятки интереснейших фишек. Впрочем, в главной силе автомобиля кроется и его главная слабость. Но обо всём по порядку…

Есть над чем работать: разбираем плюсы и недостатки Zeekr, 7auto.uz

 ЧТО ПО «ЖЕЛЕЗУ»?

Представленные в Узбекистане автомобили Zeekr 001, Zeekr X и Zeekr 7X базируются на одной электромобильной платформе SEA (Sustainable Experience Architecture). К кузову и ходовой части китайских электрокаров у владельцев возникает меньше всего вопросов. Слой лакокрасочного покрытия в 150 микрон надолго сохранит первозданный лоск машины, а оцинкованный металл в основании самых уязвимых для коррозии элементов вынудит ржавчину искать другую жертву.

Шасси собрано на массивных подрамниках: спереди стальной, а сзади — из алюминиевого сплава. Между осями спрятался огромный 500-килограммовый тяговый аккумулятор, заключённый в прочный металлический корпус. О надёжности пневмобаллонов, долговечности шаровых и живучести сайлентблоков говорит ещё рано: самые «старые» авто сошли с конвейера всего три года назад — владельцы попросту не успели выработать ресурс подвески.

К синхронным электромоторам на постоянных магнитах вопросов практически не возникает. Они раскручиваются до сумасшедших 16 500 оборотов в минуту и собраны вместе с понижающими редукторами и инверторами. К последним мы ещё вернёмся, а экскурс по «железу» завершим тормозами, на которых создатели спортивного лифтбека и двух кроссоверов тоже не сэкономили. В базовой комплектации на автомобили устанавливаются четырёхпоршневые суппорты от японской фирмы Akebono, производящей колодки и сопутствующую продукцию почти сто лет.

Есть над чем работать: разбираем плюсы и недостатки Zeekr, 7auto.uz

АХИЛЛЕСОВА ПЯТА

Первые проблемы у «китайской Tesla» возникают, как правило, с многочисленными электронными блоками управления, которыми здесь снабжается каждая из десятков систем и даже (!) замки дверей. Перенасыщенность и недостаточная защищённость ЭБУ может «обрадовать» владельца поломкой уже на первых тысячах пробега.

Отказ камер кругового обзора после визита на мойку высокого давления — обычное дело для электрокара за почти 700 миллионов сумов (в случае с флагманским Zeekr 001). Причём создатели знают о проблеме, но вместо её основательного решения в бортовой компьютер заложили специальный «режим автомойки», который лишает питания наиболее уязвимые элементы на время «банных процедур».

Нередки жалобы и на 12-вольтовую бортовую батарею, которая в зависимости от года выпуска машин установлена либо под капотом, либо под задним диваном. От длительного простоя машины или в случае поломки одного из энергопотребителей, например системы пневмоподкачки кресел из-за травящего воздух ресивера, аккумулятор может сесть.

И если владелец любой другой машины в этом случае легко откроет автомобиль ключом и заменит/зарядит батарею, то в Zeekr для этого придётся устроить целый танец с бубном. Последовательность действий такая: снять заглушку на переднем бампере, найти там электрические контакты, подать на них напряжение 12 В от внешнего источника, приложить ключ-карту к двери, открыть машину. Имеющие опыт «прикуривания» автовладельцы при наличии бустера или второй машины осилят процедуру, а вот дамам будет непросто.

Дать сбой время от времени может практически любой ЭБУ, причём установка неоригинальной запчасти на его место станет котом в мешке. Сначала блок будет функционировать исправно, но не факт, что очередной апдейт системы не приведёт к его разбалансировке с остальными компонентами.

А ещё многие владельцы по незнанию или из-за банальной забывчивости рассинхронизировали работу системы пневмоподвески. В случае с Zeekr сделать это нетрудно — достаточно заехать на шиномонтаж и не включить специальный режим в борткомпьютере. В результате после ремонта проколотого колеса машина становится «кривобокой».

СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ

Самыми редкими, но самыми дорогостоящими являются поломки электродвигателей и связанного с ними оборудования. Наиболее уязвимым местом моторов оказался инвертор, преобразующий постоянный ток от тяговой батареи в переменный. Некоторые умельцы пробуют перепаивать пробитые IGBT-транзисторы, но подобная кустарщина не гарантирует долговечности.

А любителей погазовать на резвом электрокаре из Поднебесной может настигнуть другая беда — разгерметизация системы охлаждения и полный выход из строя одного из моторов. Его замена — недешёвое удовольствие, да и не каждый сторонний сервис возьмётся за такую работу: уж слишком высокой должна быть квалификация ремонтника. Такие истории редки, но всё же случаются.

Обезопасить себя от непредвиденных многомиллионных расходов при владении Zeekr можно единственным способом. Для этого необходимо совершать покупку новенького авто исключительно у официального дилера с гарантией. Приведём несколько любопытных цифр:

  • на всю машину предоставляется гарантия четыре года, или 100 тысяч километров пробега;
  • на батарею, систему электропривода, систему зарядки высокого и низкого напряжения в сборе гарантия составляет восемь лет, или 200 тысяч километров;
  • на аккумулятор 12 В, предохранители и реле — год, или 20 тысяч километров.

Таким образом, большинство наиболее затратных поломок ремонтируются по гарантии с использованием оригинальных запчастей и без расходов владельца. Это в разы выгоднее любой экономии, полученной от «серого» импорта.

ВЕРДИКТ

Нет никаких сомнений, что у электрокаров от Zeekr большое будущее. И не стоит отчаянно ругать китайских инженеров за недоработки. Молодой суббренд замахнулся на лидерство в высшей лиге, а слабые места у столь новаторской и технологичной продукции может выявить только массовая эксплуатация. Как и любой автопроизводитель, создатели Zeekr соберут статистику неисправностей с сотен дилерских центров по всей Евразии и с каждым новым рестайлингом будут успешно лечить «детские болезни».