Skip to main content

Публикуем самое интересное из отчёта международной консалтинговой компании KPMG об автомобильной промышленности Узбекистана

Границы спроса: анализ автомобильной промышленности Узбекистана, 7auto.uz
Развитие авторынка Узбекистана тесно связано с улучшением благосостояния населения, что стимулирует спрос на личные автомобили и поддерживает рост продаж в автопромышленности страны.

В 2023 году был зарегистрирован значительный рост продаж новых автомобилей — на треть больше, чем в предыдущем году. Это говорит о повышенном спросе на новые автомобили. Увеличение продаж автомобилей отечественных и иностранных марок также наблюдается на фоне снижения таможенных пошлин.

Однако такой показатель, как количество автомобилей на 1000 человек, по сравнению с соседними странами региона, означает наличие проблемы неудовлетворённого спроса на внутреннем рынке Узбекистана.

Рост продаж автомобилей в 2023 году

(по сравнению с 2022 годом)

33% на первичном рынке

13% на вторичном рынке

Общее количество автомобилей, принадлежащих физическим лицам, на 1 января 2024 года

4 млн всего

3,8 млн легковых автомобилей

456,3 тыс. количество общих продаж новых легковых автомобилей в 2023 году, включая импорт

84% доля UzAuto Motors на рынке новых легковых автомобилей в 2023 году

3,8 млн общее количество зарегистрированных легковых автомобилей у физических лиц в 2023-м — это на миллион больше, чем в 2020 году

Объём автопарка в разрезе регионов

ОбластьВсего, ед. Машин на 1000 чел.
Ташкент597 931197
Самаркандская обл.417 16599
Ташкентская обл.414 645136
Ферганская обл.354 85887
Кашкадарьинская обл.297 30583
Андижанская обл.271 88580
Наманганская обл.247 03281
Бухарская обл.241 855118
Сурхандарьинская обл.233 67581
Хорезмская обл.226 721114
Каракалпакстан161 92681
Джизакская обл.109 65773
Навоийская обл.109 274102
Сырдарьинская обл.75 11682

Среднее количество автомобилей на 1000 человек в Узбекистане и странах ближнего зарубежья в 2023 году

Беларусь

330

 

Россия

237

 

Казахстан

220

 

Турция

175

 

Узбекистан

103

 

6 млн автомобилей должно поступить на внутренний рынок Узбекистана, чтобы достичь уровня 240 автомобилей на 1000 человек, при котором в среднем каждая семья будет иметь один автомобиль

Общая сумма выдачи автокредитов по годам 87%

рост выдачи автокредитов в 2023 году (по сравнению с 2022 годом)

2021$801 млн
2022$1,7 млрд
2023$3,1 млрд

91% составили автокредиты в общем числе потребительских кредитов по итогам 2023 года

24% средняя ставка по автокредитам в Узбекистане

Категории покупателей автомобилей

(по итогам 2023 года)

Физические лица и домохозяйстваЮридические лица (частные и государственные компании)Министерства и ведомства
481 тыс.3,4 млн28 тыс.284 тыс.13 тыс.
для коммерческих целей (такси и перевозка товаров)для личных целей и семейных нужддля коммерческих целей (перевозка людей и товаров)для служебного пользованиядля служебного пользования

 

Покупка легковых автомобилей, включая лёгкие коммерческие и электрические

(данные по итогам 2023 года)

Первичный рынокВторичный рынокВсего
Кредит / Лизинг18,5%

(84,4 тыс.)

19,2%

(211 тыс.)

295 тыс.
Прямая покупка67,3%

(306 тыс.)

78,1%

(859 тыс.)

1,2 млн
Другое14,1%

(64 тыс.)

2,7%

(30 тыс.)

94 тыс.

190 официальных дилерских центров различных брендов насчитывалось по всему Узбекистану на 1 января 2024 года

48% всей дилерской сети автобрендов в Узбекистане занимает Chevrolet — 88 центров продаж

50% онлайн-объявлений обо всех проданных автомобилях в 2023 году было размещено на сайтах OLX и Avtoelon; общее число проданных автомобилей через эти объявление составило 550 тыс. единиц

Онлайн-площадки для покупки автомобилей
UzAvtoSavdo

Онлайн-платформа для выбора и покупки автомобилей GM Uzbekistan

Uzum Auto

Онлайн-платформа, позволяющая покупать автомобили у разных дилеров в Ташкенте

Alif

Онлайн-платформа для приобретения авто BYD в рассрочку и на условиях, полностью соответствующих принципам исламского финансирования

 

«Народные» автомобили

Chevrolet Cobalt

Damas

Границы спроса: анализ автомобильной промышленности Узбекистана, 7auto.uz

55% составила их доля в продажах всех автомобилей в 2023 году

 

——————————————–

 

За счёт чего увеличивается стоимость автомобиля

на первичном рынке

Продажа автомобиля в рассрочку+10–15%
Расходы на транспортировку (импортных авто) и страхование+2–10%
Таможенные пошлины и платежи при ввозе иномаркидо 70% от стоимости автомобиля
Сертификация импортируемой партии+2–5%
Расходы на рекламу+1–2%
Маржа дилера, завода-изготовителя, автосалонадо 15%

 

——————————————–

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Новые автомобили

1,5 БРВ
платёж за регистрацию электромобилей, мототранспорта и прицепов

6,84 БРВ
платёж за регистрацию всех транспортных средств, за исключением электромобилей, мототранспорта и прицепов

Электромобили и гибридные автомобили, произведённые в Республике Узбекистан, освобождены от уплаты утилизационного сбора до 2030 года.

3,5 БРВ
ставка за выдачу государственных номерных знаков

0,7 БРВ
выдача технического паспорта

 

Б/у автомобили

0,1 БРВ
платёж за перерегистрацию автотранспортных средств, электромобилей, мототранспорта и прицепов

3 БРВ
ставки государственной пошлины при совершении нотариальных действий

0,1 БРВ
гербовый сбор

0,15 БРВ
за проверку об отсутствии запрета и ареста на отчуждение автотранспортного средства посредством АИС «Нотариус»

0,05 БРВ
за консультацию правового характера при совершении нотариального действия

0,1 БРВ
подготовка проекта договора

 

* БРВ = 375 000 сумов (на октябрь 2024 года)

 

——————————————–

  

29,2 тыс.

человек было занято в автомобильной промышленности в 2023 году (или 0,1% от общего числа занятых)

 

——————————————–

Развитие автомобильной промышленности в Узбекистане: краткая история

 

Этап 1. Первые шаги в создании автопрома (1994–1999 гг.)

1994 г. Создание «Узавтосаноат»

1996 г. Старт CKD производства автомобилей Daewoo в Асаке и создание «СамКочавто»

1999 г. Запуск завода «СамКочавто» в Самарканде (автобусы, пикапы, грузовые и спец. автомобили)

 

Этап 2. Новые партнёрства, запуск производства Chevrolet (2007–2015 гг.)

2007 г. Старт производства Chevrolet на базе CKD и SKD

2008 г. Создание «GM Uzbekistan»

2009 г. Создание «Man Auto-Uzbekistan»

2012 г. Запуск завода «MAN» в Самарканде и создание «Uz-Auto Trailer»

2015 г. Запуск бренда «Ravon»

 

Этап 3. Курс на либерализацию авторынка (2018–2022 гг.)

2018 г. Выкуп компанией «Узавтосаноат» 25% доли у GM

2019 г. Создание «Uz Truck and Bus Motors»

2020 г. ADM Jizzakh — запуск SKD. Мощность завода составляет более 100 тыс. автомобилей в год

2022 г. Договорённость с GM International об увеличении производственных мощностей до 500 тыс. ед.

 

Этап 4. Производство электромобилей (2023–2024 гг.)

2023 г.

Начало официальных продаж BYD

Запуск завода EXEED Asaka Motors. На начальном этапе планируется сборка около 5 тыс. ед. в год, а в дальнейшем — около 20 тыс.

UzAuto Motors стал официальным партнёром маркетплейса Uzum Market

2024 г.

Начало выпуска BYD. В 2024 году мощность производства планируется довести до 50 тыс., а в дальнейшем — до 500 тыс. в год

Запуск производства Hyundai Elantra, Tucson, Sonata, Santa Fe, Palisade и Staria на заводе Asaka Motors

Запуск производства кроссовера Kia Sportage. Ежегодно предприятие планирует выпускать до 100 тыс. ед.

 

———————————————————-

Источники данных: Министерство занятости и труда, Агентство статистики при Президенте; Центральный банк; Министерство экономики и финансов; lex.uz; официальный сайт «Узавтосаноат»; Государственный налоговый комитет; Центр экономических исследований и реформ; исследования KPMG.