На заре эпохи автомобилей встретить на дороге «самодвижущуюся повозку» было не так просто. Машин было мало, пользовались ими только очень состоятельные люди. Более того, в те прекрасные времена и правил дорожного движения ещё не существовало как таковых. Вернее, было только одно правило: кто первый, тот и прав. К унификации дорожных знаков и классическому «уступи дорогу помехе справа» человечество пришло чуть позже.
А как, например, найти человека, способного починить машину или даже просто ей управлять? Вождение требовало специфических знаний и, конечно, определённой практики. Но где же эту практику получить?
В автошколе!
ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ КУРСЫ
Разные страны к обучению водителей подходили по-разному. В Европе первая автошкола была открыта в Париже в конце XIX века. Её основал один автогонщик, владевший автомобилем Panhard-Levassor, который по своему внешнему виду больше напоминал карету с приделанным к ней мотором. Он был человеком находчивым и решил, что обучение людей вождению поможет ему разбогатеть. Ecole de Conduite Automobile предлагала курсы как для начинающих водителей, так и для опытных автомобилистов, желающих усовершенствовать свои навыки.
Американцы не могли остаться в стороне от процесса. Первая коммерческая автошкола появилась в Чикаго, четыре года спустя. А ещё была школа Амоса Нейхарта в Пенсильвании. Там первыми в истории внедрили выпускной экзамен. Конечно, без сотрудника дорожной инспекции на соседнем сидении, но тоже весьма стрессоёмкий.
В 1910 году в США насчитывалось уже около 400 учебных заведений, предлагающих курсы вождения. Единой системы автомобильного образования тогда не было, да и быть не могло. Поэтому учили автопедагоги исходя из своих представлений о прекрасном. Ну и ещё нужно добавить, что стоило такое обучение недёшево, поэтому позволить себе его могли только обеспеченные люди. Они же в некоторых случаях отправляли в автошколы своих слуг.
Вскоре стала очевидна проблема стандартизации автомобильного движения. Например, в Англии впереди парового экипажа должен был идти человек с красным флагом, в Швеции автомобили должны были уступать дорогу конным экипажам, а в Германии накануне поездки нужно было подавать заявку.
В начале XX века уже были разработаны программы обучения, включающие в себя основы безопасности вождения и практические занятия на автомобиле. Правда, учиться нужно было не месяц и не два, а целых полгода.
В Российской империи одним из инициаторов открытия автошколы стал Николай II. Последний русский император был недоволен качеством своих автомехаников и повелел основать специальный курс.
К делу подошли серьёзно. Обучение в автошколах длилось целый год! Будущие водители в прямом смысле с нуля изучали строение машин и даже собирали собственные, чтобы понять, как работает автомобиль и без проблем выявить, а потом устранить поломку. А ещё шоферы учились обороняться и защищать пассажиров, потому что нападения на открытые машины в то время было не таким уж редким явлением.
КАК ПРОХОДИЛО ОБУЧЕНИЕ
Когда автор этих строк пришёл в автошколу много лет назад, то обнаружил, что учреждение находится в одном из помещений стандартного детского сада. В соседней аудитории под аккомпанемент пианино пели арию детишки, а сидеть приходилось на небольших стульчиках за малюсенькими столами, как в фильме «Быть Джоном Малковичем».
В начале XX века всё было не совсем так. Занятия проходили в специально арендованных помещениях, а гаражи, куда приводили джентльменов, сияли своей чистотой. Кстати, женщины на курсы шли неохотно. Официально никакого запрета не существовало, но в целом считалось, что вождение машины — дело неженское.
Чему же обучали на тех курсах? Поскольку ни дорожной разметки, ни светофоров, ни плотного трафика тогда ещё не было, главным умением водителя было просто плавно стартовать, вовремя поворачивать и останавливаться так, чтобы пассажиры не улетали в лобовое стекло. Кроме того, обучались в автошколах и ремонту автомобилей. Ведь такого количества мастерских не существовало.
Раз в год нужно было проходить медосмотр и делать техосмотр автомобиля — здесь с нашим временем отличий не так много. Законы в разных странах различались, но в целом водить автомобиль можно было с 18 (иногда с 17) лет. А разрешённая скорость на городских улицах колебалась в районе 15–20 км/час.
ВРЕМЯ ПРАВИЛ
В 1909 году появилась Международная конвенция по автомобильному движению. В тех государствах, чьи представители поставили подпись под документом, стали выдавать права международного образца. Постепенно появились первые дорожные знаки и штрафные санкции. Так, за первое нарушение правил в России грозил штраф 100 рублей. За такие деньги тогда можно было купить отличную лошадь! За второе нарушение горе-водителя могли арестовать на две недели, а за третье — даже лишить прав на некоторое время.
Конвенция содержала 15 статей. Самое главное: она вносила единые технические требования к автомобилям, закрепляла номер, звуковой сигнал, фары, задний фонарь, а также делала общими для всех правила обгона, проезда перекрёстков и разъезда встречных автомобилей.
Ещё конвенция содержала технические требования к самим автомобилям: автомобили должны были «быть безопасными в пожарном отношении, не пугать встречных животных шумом и не стеснять прохожих дымом». Вторая статья закрепляла единые требования к водителям и устанавливала их минимальный возраст — 18 лет. В конвенции было также закреплено положение, что лица, не имеющие свидетельство на право управления, не могут садиться за руль.
Далее участники договорились, что будут признавать национальные водительские удостоверения друг друга и выдавать каждому водителю, собирающемуся выезжать за границу, образец международного дорожного свидетельства — оно позволяло избегать технического осмотра на границе и сдавать экзамены на знание местных правил. Тем не менее, была норма, по которой «автомобилисты-иностранцы должны строго придерживаться существующих в стране правил движения». Предполагалось, что при пересечении границы им выдавали специальную брошюру с текстом этих самых Правил.
В конвенцию попали и первые знаки. В качестве обязательных утвердили предложенные в свое время германским автомобильным клубом. Их было четыре. Первый обозначал «Препятствие на дороге», второй — «Поворот дороги», третий — «Перекрёсток» и четвёртый — «Переезд через рельсы». Знаки предписывалось устанавливать за 250 метров до препятствия перпендикулярно дороге. Кроме того, договорились обозначать таможенные пункты на границах «особыми знаками, требующими полной остановки». А ещё признали полезным отмечать все места, где автомобилисты должны были вносить какие-либо платежи.
Первые дорожные знаки, закреплённые в Международной конвенции по автомобильному движению 1909 года: Препятствие на дороге, Поворот дороги, Перекрёсток и Переезд через рельсы. В современных правилах дорожного движения свыше 300 дорожных знаков и 40 видов дорожной разметки
Тогда же появилось широко известное правило правой руки. Если кто-то едет по левой стороне дороги, то, чтобы перестроиться и встать с правой стороны улицы, требовалось «пропустить помеху справа». Звучит логично. Но вот только по левой стороне улицы двигались автомобилисты, конечно, в Англии. Другим же пришлось подстраиваться.
Позже эта конвенция легла в основу будущих международных документов, принятых в 1925 и 1968 годах. По сути дела, по этим правилам по дорогам передвигаемся и мы сейчас. И именно их мы учим в современных автошколах.
В мире примерно 28% всех дорог — левосторонние, и 34% населения планеты ездит на автомобилях с правым рулем.
Водительские права впервые были выданы в 1893 году, по разным данным, то ли знаменитому основателю фирмы «Мерседес» Карлу Бенцу, то ли некоему французу, чьё имя история не сохранила. Но вот где он их получил, так и остаётся понятным не до конца. Один из вариантов, которого придерживаются историки: раздобыл в полиции.
Царевича Алексея, сына Николая II, можно назвать самым юным автомобилистом/ В канун рождества 1914 года, десятилетний Алексей Николаевич получил небольшой автомобиль «Пежо-Бебе», выполненный специально для монаршего отпрыска. Автомобильчик использовался для поездок по дорожкам Александровского парка, а также коридорам Александровского дворца. Двигатель у автомобиля был, конечно, никакой не электрический, а вполне себе бензиновый.