Skip to main content

На заре эпохи автомобилей встретить на дороге «самодвижущуюся повозку» было не так просто. Машин было мало, пользовались ими только очень состоятельные люди. Более того, в те прекрасные времена и правил дорожного движения ещё не существовало как таковых. Вернее, было только одно правило: кто первый, тот и прав. К унификации дорожных знаков и классическому «уступи дорогу помехе справа» человечество пришло чуть позже.

А как, например, найти человека, способного починить машину или даже просто ей управлять? Вождение требовало специфических знаний и, конечно, определённой практики. Но где же эту практику получить?

В автошколе!

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ КУРСЫ

Разные страны к обучению водителей подходили по-разному. В Европе первая автошкола была открыта в Париже в конце XIX века. Её основал один автогонщик, владевший автомобилем Panhard-Levassor, который по своему внешнему виду больше напоминал карету с приделанным к ней мотором. Он был человеком находчивым и решил, что обучение людей вождению поможет ему разбогатеть. Ecole de Conduite Automobile предлагала курсы как для начинающих водителей, так и для опытных автомобилистов, желающих усовершенствовать свои навыки.

Американцы не могли остаться в стороне от процесса. Первая коммерческая автошкола появилась в Чикаго, четыре года спустя. А ещё была школа Амоса Нейхарта в Пенсильвании. Там первыми в истории внедрили выпускной экзамен. Конечно, без сотрудника дорожной инспекции на соседнем сидении, но тоже весьма стрессоёмкий.

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

В 1910 году в США насчитывалось уже около 400 учебных заведений, предлагающих курсы вождения. Единой системы автомобильного образования тогда не было, да и быть не могло. Поэтому учили автопедагоги исходя из своих представлений о прекрасном. Ну и ещё нужно добавить, что стоило такое обучение недёшево, поэтому позволить себе его могли только обеспеченные люди. Они же в некоторых случаях отправляли в автошколы своих слуг.

Вскоре стала очевидна проблема стандартизации автомобильного движения. Например, в Англии впереди парового экипажа должен был идти человек с красным флагом, в Швеции автомобили должны были уступать дорогу конным экипажам, а в Германии накануне поездки нужно было подавать заявку.

В начале XX века уже были разработаны программы обучения, включающие в себя основы безопасности вождения и практические занятия на автомобиле. Правда, учиться нужно было не месяц и не два, а целых полгода.

В Российской империи одним из инициаторов открытия автошколы стал Николай II. Последний русский император был недоволен качеством своих автомехаников и повелел основать специальный курс.

К делу подошли серьёзно. Обучение в автошколах длилось целый год! Будущие водители в прямом смысле с нуля изучали строение машин и даже собирали собственные, чтобы понять, как работает автомобиль и без проблем выявить, а потом устранить поломку. А ещё шоферы учились обороняться и защищать пассажиров, потому что нападения на открытые машины в то время было не таким уж редким явлением.

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

КАК ПРОХОДИЛО ОБУЧЕНИЕ

Когда автор этих строк пришёл в автошколу много лет назад, то обнаружил, что учреждение находится в одном из помещений стандартного детского сада. В соседней аудитории под аккомпанемент пианино пели арию детишки, а сидеть приходилось на небольших стульчиках за малюсенькими столами, как в фильме «Быть Джоном Малковичем».

В начале XX века всё было не совсем так. Занятия проходили в специально арендованных помещениях, а гаражи, куда приводили джентльменов, сияли своей чистотой. Кстати, женщины на курсы шли неохотно. Официально никакого запрета не существовало, но в целом считалось, что вождение машины — дело неженское.

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

Чему же обучали на тех курсах? Поскольку ни дорожной разметки, ни светофоров, ни плотного трафика тогда ещё не было, главным умением водителя было просто плавно стартовать, вовремя поворачивать и останавливаться так, чтобы пассажиры не улетали в лобовое стекло. Кроме того, обучались в автошколах и ремонту автомобилей. Ведь такого количества мастерских не существовало.

Раз в год нужно было проходить медосмотр и делать техосмотр автомобиля — здесь с нашим временем отличий не так много. Законы в разных странах различались, но в целом водить автомобиль можно было с 18 (иногда с 17) лет. А разрешённая скорость на городских улицах колебалась в районе 15–20 км/час.

ВРЕМЯ ПРАВИЛ

В 1909 году появилась Международная конвенция по автомобильному движению. В тех государствах, чьи представители поставили подпись под документом, стали выдавать права международного образца. Постепенно появились первые дорожные знаки и штрафные санкции. Так, за первое нарушение правил в России грозил штраф 100 рублей. За такие деньги тогда можно было купить отличную лошадь! За второе нарушение горе-водителя могли арестовать на две недели, а за третье — даже лишить прав на некоторое время.

Конвенция содержала 15 статей. Самое главное: она вносила единые технические требования к автомобилям, закрепляла номер, звуковой сигнал, фары, задний фонарь, а также делала общими для всех правила обгона, проезда перекрёстков и разъезда встречных автомобилей.

Ещё конвенция содержала технические требования к самим автомобилям: автомобили должны были «быть безопасными в пожарном отношении, не пугать встречных животных шумом и не стеснять прохожих дымом». Вторая статья закрепляла единые требования к водителям и устанавливала их минимальный возраст — 18 лет. В конвенции было также закреплено положение, что лица, не имеющие свидетельство на право управления, не могут садиться за руль.

Далее участники договорились, что будут признавать национальные водительские удостоверения друг друга и выдавать каждому водителю, собирающемуся выезжать за границу, образец международного дорожного свидетельства — оно позволяло избегать технического осмотра на границе и сдавать экзамены на знание местных правил. Тем не менее, была норма, по которой «автомобилисты-иностранцы должны строго придерживаться существующих в стране правил движения». Предполагалось, что при пересечении границы им выдавали специальную брошюру с текстом этих самых Правил.

В конвенцию попали и первые знаки. В качестве обязательных утвердили предложенные в свое время германским автомобильным клубом. Их было четыре. Первый обозначал «Препятствие на дороге», второй — «Поворот дороги», третий — «Перекрёсток» и четвёртый — «Переезд через рельсы». Знаки предписывалось устанавливать за 250 метров до препятствия перпендикулярно дороге. Кроме того, договорились обозначать таможенные пункты на границах «особыми знаками, требующими полной остановки». А ещё признали полезным отмечать все места, где автомобилисты должны были вносить какие-либо платежи.

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

Первые дорожные знаки, закреплённые в Международной конвенции по автомобильному движению 1909 года: Препятствие на дороге, Поворот дороги, Перекрёсток и Переезд через рельсы. В современных правилах дорожного движения свыше 300 дорожных знаков и 40 видов дорожной разметки

Тогда же появилось широко известное правило правой руки. Если кто-то едет по левой стороне дороги, то, чтобы перестроиться и встать с правой стороны улицы, требовалось «пропустить помеху справа». Звучит логично. Но вот только по левой стороне улицы двигались автомобилисты, конечно, в Англии. Другим же пришлось подстраиваться.

Позже эта конвенция легла в основу будущих международных документов, принятых в 1925 и 1968 годах. По сути дела, по этим правилам по дорогам передвигаемся и мы сейчас. И именно их мы учим в современных автошколах.

Школа для избранных: какими раньше были курсы по вождению, 7auto.uz

В мире примерно 28% всех дорог — левосторонние, и 34% населения планеты ездит на автомобилях с правым рулем.

Водительские права впервые были выданы в 1893 году, по разным данным, то ли знаменитому основателю фирмы «Мерседес» Карлу Бенцу, то ли некоему французу, чьё имя история не сохранила. Но вот где он их получил, так и остаётся понятным не до конца. Один из вариантов, которого придерживаются историки: раздобыл в полиции.

Царевича Алексея, сына Николая II, можно назвать самым юным автомобилистом/ В канун рождества 1914 года, десятилетний Алексей Николаевич получил небольшой автомобиль «Пежо-Бебе», выполненный специально для монаршего отпрыска. Автомобильчик использовался для поездок по дорожкам Александровского парка, а также коридорам Александровского дворца. Двигатель у автомобиля был, конечно, никакой не электрический, а вполне себе бензиновый.