Skip to main content

29 января автофанаты всего мира празднуют «день рождения автомобиля». Рассказываем, каким он был и почему именно моторизованная повозка Карла Бенца заслужила сей почётный титул, хотя были и другие кандидаты.

Любители автомобильной истории до сих пор ломают копья касательно титула первенца с двигателем внутреннего сгорания. Ведь наравне с трициклом (а первый автомобиль в мире был трёхколёсным) Карла Бенца почти одновременно миру была представлена конструктивно похожая повозка Готлиба Даймлера. Но Даймлер рассматривал образец только в качестве демонстрационного стенда. Тогда как Бенц всерьёз планировал своё творение продавать. И в итоге у него это получилось.

Дословно название Benz Patent-Motorwagen переводится как «запатентованная моторная повозка Бенца». И как бы странно это ни прозвучало, трёхколёсная карета была во многом вполне близка к современному автомобилю. Судите сами.
«Под капотом» (а фактически сразу за водителем) был одноцилиндровый однолитровый четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания мощностью примерно в одну лошадиную силу. Питал его примитивный испарительный карбюратор, где бензин для приготовления смеси испаряла пропитанная ветошь.

ПЕРВЫЙ В МИРЕ АВТОМОБИЛЬ, 7auto.uz

В конструкции мотора, как и в любом ДВС на бензине, была свеча зажигания, индукционная катушка, трамблер, аккумуляторная батарея и дроссельная заслонка в виде ручного крана. Имелась также простейшая система водяного охлаждения; правда, незамкнутого типа и воду нужно было постоянно доливать. Система смазки также не отличалась замысловатостью — резервуар, подававший масло по каплям на несколько самых важных трущихся деталей. Привод ГРМ — ременной.

Крутящий момент от двигателя передавался на задние колёса с помощью мудрёной системы шкивов, шестерён и ремней. Присутствовала и главная коническая передача (без дифференциала), рядом располагался тормозной барабан, а также полуоси и примитивная подвеска на двойных полуэллиптических рессорах. Переднее колесо подвески не имело.

Роль сцепления в машине выполнял простой двухпозиционный размыкатель, а огромное горизонтальное колесо маховика являлось по совместительству ещё и ручным стартёром. Генератора на Benz Patent-Motorwagen не было и отсутствовала коробка передач. О бензонасосе тоже речи не шло: топливо подавалось самотёком из бака, который располагался над силовым агрегатом.

Внешне Benz Patent-Motorwagen напоминал скорее большой трёхколёсный велосипед. Ну, или открытую конную повозку без одного колеса. Ведь основой всему была пространственная рама наподобие велосипедной. Бенц позже открыто признавал, что компоновку и многие детали для своего детища он брал от упряжных повозок, да и пробы двигателя проходили на этой же нехитрой технике. Что вполне логично: других больших колёсных транспортных средств, по сути, тогда и не существовало.

К раме крепилось широкое трёхместное сиденье с площадкой для ног, за ним располагался мотоблок с системой передачи момента к колёсам и простейшая зависимая подвеска. Переднее колесо упругих элементов не имело и фактически представляло собой обычную велосипедную вилку. В системе поворота применялась лишь пара угловых передач и промежуточная тяга между валом рулевого рычага в «салоне» и вилкой крепления колеса к раме. Все три колеса были многоспицевыми, по типу всё тех же велосипедных, а в качестве покрышек использовалось сплошное каучуковое кольцо.

ПЕРВЫЙ В МИРЕ АВТОМОБИЛЬ, 7auto.uz

Карл Фридрих Бенц на своём первом трёхколёсном автомобиле 1885 года выпуска в Мюнхене. 1925

Главным и единственным конструктором «Бенц-Моторвагена» был сам Карл Бенц. Всё началось с основания им небольшой велосипедной мастерской. Однако мышечно-педальной тяги изобретателю показалось мало, и он начал трудиться над созданием ДВС, который можно было бы установить на практически любой тип колёсного шасси.

Важно отметить, что непосредственно двигатель с известным сегодня классическим циклом внутреннего сгорания придумал не Бенц. Родоначальником бензиновых ДВС был Николаус Отто, ещё в 1866 году получивший патент на своё изобретение. И именно юридические ограничения не позволяли Бенцу во всеуслышание заявить о новинке вплоть до 1878 года. Тогда, буквально в день окончания действия патента Отто, 31 декабря, был зарегистрирован новый патент, уже на имя Бенца.

ПЕРВЫЙ В МИРЕ АВТОМОБИЛЬ, 7auto.uz

Берта Бенц, жена изобретателя автомобилей Карла Бенца, сопровождаемая сыновьями Ойгеном и Рихардом, отправилась в первое в истории автомобилестроения путешествие на дальние расстояния

К 1885 году был готов ходовой образец, а в 1886-м Бенц получил свой главный патент за номером 37435 — уже на сам автомобиль Benz Patent-Motorwagen. В 1888 году первый в мире автомобиль начали предлагать покупателям.